Скрытые функции VAG | Авто-Босс

Скрытые функции VAG

В вашей машине могут быть функции, о которых вы не подозреваете, поскольку они искусственно заблокированы производителем. При желании их можно без особого труда разблокировать. Автомобильные марки «закрывают» те или иные опции, потому что при проектировании современной машины проще создать единое техническое решение, которое пойдет на разные модификации. Ну а покупателю предлагают разного рода «урезанные» версии подешевле или же «полный фарш» — подороже. На уровне «железа» это идентичные машины, а вся разница — в софте. В этой статье расскажем, какие машины имеют скрытые возможности по тюнингу на программном уровне.

 

Первая половина этой статьи адресована обычным автомобилистам, которые хотят чуть лучше разобраться в вопросе, а вторая — для профи. То есть для тех, кто хочет сам купить оборудование для разблокировки таких функций и, возможно, заработать на этом.

 

Если раньше для включения ближнего света нужна была простая электрическая цепь (источник, провода, лампа и выключатель, которым управляет водитель), то теперь это та же лампа с проводами и источником, но ею управляет бортовой компьютер, причем функцию управления выполняет как сам водитель, так и некоторый алгоритм, который заложен программно, например, реализация автоматического включения ближнего света (режим день/ночь с использованием датчика света), функции Coming/Leaving Home, Corner («угловой» свет через «противотуманки») и т. д. В современных автомобилях функцию управляющего элемента для лампы играет не простой контактный выключатель, а, как правило, электронный ключ на полевом транзисторе, управляемый ШИМ-сигналом (сигнал с широтно-импульсной модуляцией). В свою очередь ключом «руководит» блок управления (далее в тексте — БУ), который отслеживает команды водителя и действует по заложенному алгоритму.

Благодаря повсеместно внедряемым умным блокам управления различными функциями стало возможно оснащать автомобиль очень широкой опциональной палитрой. По сути одна и та же модель может иметь версии, отличающиеся по цене вдвое, и причина не только в мощности, трансмиссии и материалах отделки, но — во многом — в электронных опциях и «помощниках». Один и тот же выпускаемый электронный блок может содержать в себе разные возможности, заблокированные программно. Конечно, есть функции, которые требуют и замены «железа», но это, как правило, делается с целью, чтобы покупатель не смог самостоятельно дооснастить свой автомобиль до верхних комплектаций за небольшие деньги. Но фактически на конвейере для производителя не составляет большого труда допаять еще одну микросхему или электронный ключ, чтобы тот же блок с другим индексом и прошивкой пошел в более дорогую комплектацию. А если этот блок покупать отдельно, то это выливается в немалую сумму, да еще с учетом того, что свой старый блок нужно кому-то продать, а кому он нужен, ведь он более «слабый»?

                               

 

 

Можно отметить два направления улучшения базового автомобиля до более дорогой версии. Первое — это дооснащение, сопровождаемое заменой или добавлением блоков управления, проводов, датчиков и исполнительных элементов. Второе — программная разблокировка (кодирование, адаптация, «заливка» параметрии), которая, в свою очередь, делится на официально поддерживаемую производителем (так называемые активационные ключи) и добровольные самостоятельно вносимые «правки». Вот о программной разблокировке мы и поговорим далее.

Что можно запрограммировать?
В качестве «подопытного кролика» рассмотрим для примера Шкоду Рапид, на ней я езжу и довольно неплохо ее изучил. С 2016 модельного года эти автомобили стали комплектовать системами курсовой устойчивости фирмы Bosch, имеющими код версии блока EBC 460 ESP. В этом блоке заложены различные функции помимо своих основных ABS и системы курсовой устойчивости (ESC), которая тоже содержит в себе массу разных возможностей. Например, можно кодированием менять тормозные усилия функции EDS (электронной блокировки дифференциала), которая помогает «ввинчивать» в поворот автомобиль на скользком покрытии и блокирует тормозами колесо, бесполезно буксующее при разгоне. Эти усилия кодируются на заводе для разных комплектаций автомобиля, которые имеют разную массу и исполнение тормозных механизмов. Также можно активировать или деактивировать ассистент подъема в гору, функцию распознавания падения давления в шинах (и регулировать чувствительность этой системы), включение режимов работы системы ESC («Обычный», «Спорт» или вовсе ее отключить), настроить ассистент старта при пробуксовке (ASR), чтобы он не сильно «душил» двигатель на разгоне и т. д. В некоторых автомобилях эти функции вполне легально активированы с завода и управляются кнопкой «Drive Mode» (например, дромовский Тигуан), но это дополнительная сумма к стоимости автомобиля.

Плюсом к заводской полной комплектации идет режим Eco, который умеет переводить коробку передач в режим движения накатом с полностью разомкнутыми сцеплениями и менять режим ДВС в сторону размеренно-спокойной реакции на педаль газа. Кстати, с 2019 модельного года на многие автомобили концерна VAG с коробками DSG такой режим стали внедрять и без функции Drive Mode/Eco, а в зависимости от того, как водитель убирает ногу с педали газа. Если очень-очень плавно, то может включиться режим движения накатом, если резко, то коробка будет продолжать держать полный зацеп и тормозить двигателем, переключая передачи вниз.

Также режим Drive Mode может менять настройки рулевого управления, а именно: усилия на «баранке» в зависимости от скорости, силу возврата в нулевое положение и т. д. Вот в автомобилях, не имеющих данной опции, можно принудительно запрограммировать режим «Спорт» или «Комфорт», но, правда, без возможности его менять на ходу. Есть и более продвинутые варианты — заливка параметрии от других автомобилей с аналогичным блоком управления и его тонкая настройка.

Часто востребованными «плюшками» у владельцев автомобилей являются банальные удобства, которые отсутствуют в штатных комплектациях автомобиля, но блоки управления их поддерживают, например, работа кнопок ключа-брелока управления центральным замком при включенном зажигании. Эта функция особенно удобна, когда у вас автомобиль с кнопкой Старт/Стоп или установлена сигнализация с автозапуском с GSM-модулем и функцией Slave, в том числе безбрелковые версии.

Также у Рапида есть незаявленные функции работы водительского стеклоподъемника при выключенном зажигании. В Октавии, например, все четыре стеклоподъемника работают, и их можно поднять с ключа, а в Рапиде «умный» стеклоподъемник только у водителя, но его можно закодировать на работу со штатного ключа, как в Октавии.

Я уже не говорю про различные световые решения, к сожалению, часто перерастающие в «колхоз», на который стыдно взглянуть, например, перемигивание заднего габарита и сигнала поворота в противофазе, или более безобидный эффект стробоскопа, когда при моргании дальним светом гаснут «противотуманки». Полезным, на мой взгляд, является гашение дневных ходовых огней при постановке на стояночный тормоз и подсветка углов включением соответствующей «противотуманки» при повороте руля (так называемый Corner — он часто идет как опция, включенная за дополнительную стоимость или в пакете опций). Также в своем автомобиле я поднял напряжение на лампе ближнего света с экономичных заводских 11,8-12,0 В до почти 13,2 В, на которые и рассчитана лампа, при этом напряжение в бортовой сети обычно около 14 В. Это достигается программным изменением коэффициента заполнения ШИМ-сигнала. Теперь ближний свет светит вполне достаточно, ведь многие владельцы Рапидов и Октавий (да и многих других машин) с простыми галогеновыми лампами жалуются на недостаточную яркость ближнего света в сравнении даже с более старыми автомобилями. Там лампа питается от напряжения бортовой сети «как есть», то есть все 14 В, поэтому и светит ярче, но, возможно, и живет меньше.

Самые лакомые «плюшки» владельцев автомобилей — связанные с работой мультимедиасистемы. Вот тут кроется целое поле для доработок, так как один и тот же блок ставится на разные машины и содержит в себе разные настройки обработки звука. Где-то есть «объемный звук», где-то нет. Функция Smartlink поставляется в топовых комплектациях, а в простых, чтобы ее разблокировать, нужно покупать активационный ключ (на данный момент его стоимость около 10 000 рублей плюс работа по разблокировке у дилера). Возможности голосового управления также не везде активированы, как и функция распознавания усталости, но на момент написания данного текста их активировать официально для некоторых автомобилей с российскими вин-кодами невозможно. Отображение видео в движении по умолчанию блокируется на скорости выше 15 км/ч, но и здесь умельцы обошли это ограничение и за некоторую сумму сделают, чтобы видео воспроизводилось, но тут уже потребуется чуть другое оборудование, чем общедоступное.

 

Разблокировка функций влияет на гарантию?
Однозначного ответа нет, так как гарантия — вопрос причинно-следственной связи. При рекламации всегда можно установить, явились ли правки в блоках причиной поломок или нет. Например, если вы в результате неудачной прошивки «окирпичили» (вывели из строя — прим. ред.) блок, то это вряд ли будет считаться гарантийным случаем, а вот если после кодирования у вас загудел ступичный подшипник или сломалась кнопка стеклоподъемника, то, конечно, эти вещи никак не связаны. К тому же, как правило, простые кодирования и адаптации вряд ли могут быть причиной каких-либо поломок, потому что сама прошивка при этом не меняется, а открывается лишь скрытый функционал, который и так поддерживается блоками.

Другое дело, если вы что-то активировали в системе курсовой устойчивости и решили, что вот теперь законы физики вам не страшны. В этом случае не стоит перекладывать вину в случае ДТП на «не так» сработавшую систему при неаккуратном вождении. При разборе полетов со страховыми компаниями они могут попросить протоколы по работе систем безопасности, количеству интенсивных торможений, ускорений, сработки преднатяжителей ремней и т. д.

 

Продолжение в следующей статье…

 

 

Ваше сообщение успешно отправлено!

Проверьте правильность полей!