Очень большую часть потребностей в этом секторе имеет та часть работ, которую традиционно называют «диагностика блоков управления». Но уже на этом уровне многие СТО, в том числе и дилерские, испытывают дефицит в программном обеспечении для ремонта и сканерах для диагностики. На наш рынок разными путями приходит большое количество совершенно новых авто. И новые они не только с точки зрения годов выпуска: это новые бренды, часто коренным образом отличающиеся от уже существующих.
Этих автомобилей уже достаточно много. Учитывая их свежесть с технической точки зрения и отсутствие опыта эксплуатации и ремонта, проблема в содержании и обслуживании таких машин встает довольно остро.
Основных «детских авто-болезней» специалисты СТО не боятся, различные механические поломки новых китайских автомобилей не отличаются от поломок машин российского или любого другого автопрома. Однако, в том, что касается электронной начинки, всё намного сложнее. На сегодняшний день Китай применяет самые передовые электронные и механические системы в автомобилях, но в части программного обеспечения для диагностики, в том числе дилерского, подход у китайских разработчиков очень специфический. Опытному диагносту, привыкшему работать с удобным европейским дилерским ПО, ведомой диагностикой и гигабайтами документированных схем, будет в новинку аскетичное отображение данных в китайских дилерских приборах: данные выводятся в мере, достаточной для представления направления в ремонте, но не более.
Однако, такой режим работы не нов для специалистов мультимарочного сервиса: опытные пользователи китайских сканеров LAUNCH, Autel, Thinkcar (и других) привыкли к простым таблицам данных и кратким, и иногда не очень “русским”, подсказкам и системным сообщениям. Эта схожесть обусловлена не только стилем разработки ПО, но и тем, что многие китайские автопроизводители используют платформы этих компаний для разработки своего дилерского ПО. И это не может не радовать нас, потребителей, так как на практике оказывается, что именно популярные у нас китайские мультимарочники оказываются довольно сильными сканерами для этих новых автомарок, чьи названия мы ещё даже не успели выучить.
Покрыть всё разнообразие марок дилерскими сканерами и раньше было непросто, а сейчас и подавно, поэтому рынок автодиагностики всё больше отходит от дилерских адаптеров к мультисканерам, особенно учитывая серьёзнейший рост их функционала. И что уж говорить, несмотря на критику и нашу избалованность дилерскими немцами, за годы развития китайские мультимарочные приборы совершили невероятный рывок как в аппаратной части сканеров, так и в качестве софта.
Попробуем посмотреть, какие сканеры доступны на нашем рынке, и какие у них возможности.
Ожидаемо, вместе с ростом китайского автопрома такой же рост получила и отрасль его обслуживания: появилось огромное число новых производителей автосканеров. Однако, главная ценность любого сканера – не в удобном и быстром планшете (что можно произвести быстро и качественно, – это всего лишь вопрос цены), а в диагностической базе данных: миллионы идентификаторов блоков управления, особое поведение каждой из моделей машин, специфические функции, ошибки автопроизводителей, тысячи исключений и особенностей рынков. Это тот набор данных, который нельзя собрать за пару лет. Лидерам отрасли – компаниям LAUNCH и AUTEL – потребовались десятилетия и огромные деньги, чтобы собрать и систематизировать эти данные и предложить нам не идеальную, но очень широкую карту покрытия. По этой причине в ближайшие пару лет мы не ожидаем, что лидер рынка сменится, и какой-либо из появившихся новых китайских “игроков” предложит более широкий набор функций за те же деньги.
С другой стороны, китайский автопром не так популярен в Европе, США, Японии и Корее. Поэтому возможности европейских и корейских сканеров ощутимо отстают от своих китайских коллег.
В итоге, если брать во внимание китайский автопарк, перед нами встаёт выбор в линейке двух диагностических титанов: LAUNCH против AUTEL. Компании сильно конкурируют, пытаются максимально обеспечить потребности ремонтников в приборах для диагностики различного уровня и активно работают над наполнением баз. Учитывая это, “лидерство” может зависеть от того, с какими конкретно марками вам предстоит столкнуться. Например, автомобиль ZEEKR был добавлен в AUTEL во второй половине 2023 года, в то время как в LAUNCH он появился только в начале 2024. Напротив, Москвич-JAC в LAUNCH был представлен с 2020 года, а в AUTEL к концу 2023 только начала появляться его поддержка.
Однако, если говорить в целом о китайском рынке, в пользу LAUNCH играет одно важнейшее обстоятельство: именно LAUNCH разрабатывает и производит дилерские сканеры для групп автобрендов Chery, Great Wall, Dongfeng, включающих в себя десятки популярных в России ответвлений, например: Exeed, Omoda, Jetour, Haval, TANK и другие. Более полный список марок, для которых LAUNCH стал дилерским прибором, выглядит так: Great Wall, Geely, Chery, DONGFENG Fengshen, Dongfeng Popular, Jietu, Xingtu, Jianghuai, FAW, Ruilan, Huanghai, Kairui, Kaiyi, Zhengzhou Nissan, Zte, Weichai Yingzhi, Skyworth, PROTON, и другие.
AUTEL за последние годы показал себя незаменимым сканером, когда речь идёт о “старшем” европейском автопроме. Однако, применительно к китайским авто – по соотношению цены и функциональности, а также учитывая “близость” LAUNCH к самым популярным китайским брендам, уверенную позицию лидера сейчас удерживает именно LAUNCH.
Традиционный китайский подход, который не может не радовать глаз и кошелёк, но вносит огромную путаницу – это обилие моделей и модификаций:
Попробуем вместе разобраться в линейке.
Аббревиатура в названии DIY означет “do-it-yourself” – ”сделай сам”. Соответственно, приборы этой линейки предназначены для автолюбителей и частных пользователей диагностики. За малую стоимость производитель вмещает в компактном корпусе только самые базовые вещи, которые могут быть полезны “на парковке возле дома” и которыми непрофессионал не сможет навредить автомобилю: считывание кодов и параметров. Как правило, только по одной конкретной марке или системе авто (так как большее частнику – для своей машины – и не нужно).
Не смотря на громкую рекламу, такие сканеры не предполагают потокового ремонта автомобилей и не содержат всего перечня функций, которые могут понадобиться в сервисе. Максимум, подобный прибор может быть использован в сервисе только для узконаправленных задач – например, только для сброса индикации масла на точке экспресс-обслуживания.
CRP расшифровывается в линейке LAUNCH как “Code Reader Professional”. И несмотря на название “профессиональных читателей кодов”, эти приборы представляют собой новый, неожиданно доступный и интересный сегмент – Сканеры для механиков и мастеров-приемщиков.
Эти приборы идеально подходят для быстрого обслуживания, стирания сервисных интервалов, проведения процедур замены тормозных колодок, адаптации АКПП после замены масла и прочего. Большинство из таких функций не требуют знаний диагноста и делаются в два клика. Интерфейс сканеров заточен под быстрый доступ к сервисным функциям, а приборы выполнены в ударопрочных корпусах: предполагается, что ими будут пользоваться механики на слесарных или экспресс-постах, не отвлекая диагноста на просьбу “развести колодки”.
Однако, в них же есть полноценный доступ и к базовой диагностике: посмотреть ошибки и параметры можно будет по всем блокам авто – так же, как в профессиональной старшей линейке сканеров LAUNCH (с поправкой на список поддерживаемых марок). Но – без кодирования, программирования и любых других сложных электронных функций, с которыми может столкнуться диагност, но не механик. Тем не менее, функционала точно хватит для задач мастера-приемщика, для определения направления ремонта и экспресс-обслуживания, а также для экспресс-оценки автомобиля на выезде.
В линейку CRT отнесена особая группа специализированных сканеров – для работы с системами TPMS.
Если Ваш сервис состоит из 1-2 постов, вы занимаетесь рядовым ремонтом или ТО без какой-то специфики и сложных электронных процедур – скорее всего, приборы линейки CRP закроют абсолютно большую часть ваших задач.
Эта группа – самый популярный и востребованный сегмент сканеров. “Золотая середина”, когда перед вами не стоит задач по программированию блоков, но ваша станция занимается в том числе:
Полной диагностикой и текущим ремонтом,
Кодированием блоков (офлайн), адаптациями, обслуживанием и ремонтом АКПП, прописыванием форсунок и прочим глубоким сервисом.
Настройкой, конфигурированием и дооснащением автомобилей “заводскими” блоками и функциями.
Также линейку пополнили более бюджетные комплексы LAUNCH PAD IX LINK SLAVE которые были разработаны специально для рынка германии. Имеет полный функционал и охват абсолютно всех марок и моделей, а также доступ к online кодированию и программированию, что делает его лидером в данном ценовом сегменте.
Приборы этой серии имеют возможности, достаточные для ремонта практически любого автомобиля. Слово “любого” мы, конечно, употребляем с поправкой: нормой считается, если мультимарочный сканер закрыл более 95% задач в сервисе. Больше может гарантировать только дилерский прибор.
Диагностическое оборудование LAUNCH серий PRO и выше может быть дооснащено дополнительными модулями: генератором сигналов, осциллографом, стендом калибровки камер и радаров ADAS, устройством для записи датчиков TPMS, тестером аккумуляторных батарей.
Флагманские приборы LAUNCH с возможностями программирования блоков управления.
Серия PAD IMMO имеет максимальные возможности в составе с программатором Xprog 3:
Умеет программировать блоки управления как на автомобиле, так и на столе.
Может получать прошивки блоков большинства европейских, корейских, а также одного из крупных китайских производителей GAC TRUMPCHI (таких возможностей в других приборах нет).
В полном объеме работает с программированием ключей и иммобилайзеров.
Поддерживает все ремонтные и сервисные функции.
В составе прибора имеется программатор, который так же работает с отдельными микрочипами и одночиповыми компьютерами, на основе которых реализованы панели приборов, блоки управления кузовом автомобиля.
Мы перечислили 4 группы сканеров соответственно тому, какие задачи могу стоять перед вами.
Внутри каждой из групп производитель предлагает огромный перечень моделей с большим разбросом цены. Однако, с точки зрения функций почти все эти модели будут одинаковы. За малым исключением, различия будут заключаться в “пользовательской” части, а не в функционале: быстродействие планшета, размер и качество экрана, комплект поставки, перечень поддерживаемых опций и аксессуаров. Вы можете ознакомиться с точным перечнем особенностей в описании конкретной модели и выбрать наиболее подходящий для вас прибор. Или – обратиться к поставщику и протестировать каждый из приборов “живьём”.
Здесь мы не можем не упомянуть подделки и приборы внутреннего китайского рынка. Ни для кого не секрет, что рынок пестрит предложениями “отломов” и сканерами с АлиЭкспресса. При выборе таких сканеров важно взвесить плюсы и минусы таких решений:
“Отломы”:
Плюсы: Цена.
Минусы: Помимо того что оборудование не легально само по себе, оно не имеет нормальной поддержки. Под “нормальной” мы имеем поддержку не от частного лица, а от квалифицированной сервисной команды, 100% наличия запчастей, стабильной работы оборудования и наличия подменного прибора. Все эти вещи – неотъемлемая часть бесперебойной работы станции. Важно отметить, что отломы к LAUNCH создаются на базе бытовых диагностических адаптеров и планшетов, по своей электронике не заточенных под большую нагрузку и различные сюрпризы со стороны диагностического разъема.
АлиЭкспресс:
Плюсы: Как правило, такие приборы дешевле в сравнении с официальными на сумму налога НДС и пошлину. Однако, если вы приобретаете сканер от юридического лица и ваша компания – плательщик НДС, то эта разница пропадёт при выставлении счёта, так как любой официальный дилер поставляет сканер, выделяя НДС в стоимости оборудования.
Минусы:
1) Все производители диагностического оборудования производят разные модели сканеров для разных стран. Например, линейка приборов для СНГ отличается от американской, китайской или японской. Различия заключаются как в моделях планшетов, так и в составе диагностического софта. Состав марок в российском приборе будет подобран конкретно под рынок России: будут нужные бренды, и не будет лишних, перегружающих систему. Отсюда появляется первый минус: в приборах, купленных за рубежом, будет состав марок, не адаптированный под Россию.
2) Любой официальный сервисный центр имеет запасные части к приборам только своего региона. При этом, помимо физического ремонта, пользователю может потребоваться продление, перенос или восстановление лицензии, и здесь есть тот же самый нюанс: у дилеров есть доступ только к лицензиям своего региона. Таким образом, прибор, привезенный в Россию из другой страны, не может быть нормально обслужен в российском сервисном центре (и наоборот).
В конечном итоге, выбор между официальным сканером, АлиЭкспрессом и отломом превращается в выбор между предсказуемостью, стабильностью и бесперебойностью работы с одной стороны – и ценой с другой.
Список поддерживаемых марок огромен:
• BAIC, BAIC HS, BJEV
• BYD, BISU, BRILLIANCE
• BUICK (CHINA), CHANGAN, CHANGHE
• CHANGHE (SUZUKI), CHERY, CHERY EV
• DF AEOLUS, DF FORTHING, DFSK
• EXEED, FAW(TIANJIN), FAW CAR
• FENCON, FOTON, GWM, GEELY/(ECUAID), — это небольшой секретик: компания LAUNCH для GEELY делает дилерские сканеры, но не дает этот сектор программного обеспечения для обычных приборов, но через сектор ECUAID знающие специалисты получают доступ к этому автомобилю.
• GONOW, HAFEI, HAIMA, HIGER
• HUANGHAI, JAC, JAC REFINE, JMEV, JETOUR
• JINLONG, JOYLONG, KARRY, KARRY (PICKUP)
• KINGLONG, LEAP, LIFAN
• LOTUS (до ‘17 года была английской, теперь — Китай)
• MG SAIC (тоже бывшая англичанка)
• NAVECO, NETA, NISSAN (ZHENGZHOU)
• POLARSUN, QOROS, RELY, RIICH, ROEWE SAIC
• SGM, SGMW, SANYA (FAW), SENOVA (BAIC)
• SHINERAY, SHUANGHUAN, SINO GOLD
• SKYWELL, SOUEAST, TRUMPCHI, VGV
• WEIWANG (BAIC) WELTMEISTER, XINCHEN, XINGUANG
• YUEJIN, ZX, ZOTYE
На данный момент пакеты ПО для JAECO и OMODA в мультимарочной версии находятся в разработке.
Как узнать точно возможности сканера по конкретной машине? Для профессионалов опубликована карта покрытия. Это инструмент, с помощью которого можно определить, какие именно функции поддерживает прибор, выбрав производителя, год и кузов автомобиля.
Стоит отметить, что в диагностических приборах LAUNCH имеются возможности диагностики грузовых автомобилей и спецтехники, электромобилей и мотоциклов, а также отдельных элементов, иммобилайзеров и батарей для электромобилей: смотрите в карте покрытия разделы NEW ENERGY, COMMERCIAL VEHICLE, MOTORCYCLE, IMMOBILIZER, BATTERY.
Сильно помогает в ремонте и обслуживании китайских автомобилей непривычная для нас открытость документации прямо на официальных сайтах. Например, FAW в открытую публикует книги PDF для своих автомобилей.
В приборах LAUNCH серии PRO и выше можно интегрировать базу данных HaynesPro, в которой имеются все необходимые для ремонта данные. Это программное обеспечение схоже с известным брендом AUTODATA и способно его заменить.
Посмотрим вперед, в ближайшем будущем будем ремонтировать электромобили. По уже сложившейся традиции для обозначения электромобиля к наименованию бренда добавляют префикс EV – “Electric vehicle”. Взглянем на карту покрытия сектор NEW ENERGY:
Электромобили выпускают уже все известные автоконцерны, и больше всего — в Китае. У этого типа транспорта отсутствуют самые сложные и требующие наиболее частого обслуживания узлы — это двигатель внутреннего сгорания, коробка передач и механизм сцепления. Они заменены на электродвигатели, систему управления и батарею. И хотя они не требуют такого частого обслуживания, как предшественники, это не значит, что обслуживать их вовсе не нужно. Для ТО высоковольтных батарей и электромобилей в целом в компании LAUNCH уже разработана новая линейка продукции:
Для обслуживания высоковольтных батарей:
Аппарат для балансировки высоковольтных батарей ELB 300
Прибор проверки изоляции ES200
Зарядное устройство ELP 400
прибор поддержания напряжения ELA320 и многое другое.
Многие СТО сети ЕвроАвто оснащены приборами диагностики LAUNCH, которые постоянно поддерживаются в актуальном состоянии и имеют самые свежие версии программного обеспечения. Благодаря этому сотрудники не испытывают сложностей с большим наплывом «китайцев». На данном этапе, как правило, это довольно новые автомобили, которые приезжают на регулярное техническое обслуживание. Однако, с увеличением цифр на одометре, проблемы, с которыми авто попадает в сервис, будут усложняться. Сотрудники ЕвроАвто хотят встретить таких клиентов «во всеоружии»: делятся опытом и используют самые современные решения в отрасли. Китайские автомобили чинить умеем, приезжайте!
Ваше сообщение успешно отправлено!
Проверьте правильность полей!