Самая первая задача, которая встает перед начинающим автодиагностом, это комплектация рабочего места автомобильным диагностическим оборудованием.
Не претендуя на истину в последней инстанции, попытаюсь дать рекомендации по этому вопросу.
Главным критерием выбора автомобильного диагностического оборудования обозначим соотношение цена-качество, так как чаще всего начинающие не располагают достаточными средствами и вопрос выбора ограничен имеющейся суммой.
Говоря о необходимой сумме денег, я бы обозначил порог в 50-60 тысяч рублей. Этого будет вполне достаточно для того, чтобы начать оказывать услуги по диагностике двигателей, но названной суммы хватит лишь на минимальный комплект необходимого диагностического оборудования. В дальнейшем, уже из прибыли, придется докупать более профессиональные и дорогие приборы, которые может быть и не нужны на первом этапе, но при серьезном подходе к делу просто необходимы.
Существует три главных типа диагностического оборудования — сканер, мотортестер и газоанализатор — и дополнительное оборудование, которое служит для специфических измерений и операций.
Если позволяют средства — лучше купить дилерские сканеры по тем маркам автомобилей, которые приезжают к вам чаще всего. Купить можно, например, на нашем сайте. Этому интернет-магазину можно доверять, многолетняя положительная репутация.
Для начала все-таки лучше приобрести мультимарочный сканер, обладающий модульной структурой. Это означает, что вы можете купить базовую комплектацию прибора за относительно небольшие деньги, а затем по мере необходимости докупать нужные модули по тем маркам автомобилей, которые будут приезжать к вам чаще всего. Такой подход позволяет вложить минимум денег на первоначальном этапе и получить при этом достойный мультимарочный прибор в перспективе.
Если говорить о приборах отечественного производства, то неплохой мультимарочник — ScanDoc, разработанный в Таганроге фирмой Quantex Laboratory. По автомобилям Тoyota, например, он практически дилерский, хорошо работает с праворульными машинами. Вообще Япония и Корея — его несомненные сильные стороны.
Плюсы прибора — пожизненная гарантия и обновление марок.
Минус — наличие многочисленных «косяков» в работе с отдельными марками, но к сожалению, это характерно практически для любого мультимарочного сканера.
Интерфейс прибора интуитивно понятен, очень легко работать выбрать необходимую марку и модель автомобиля:
Из отечественных приборов хороший мультимарочник — это МТ-10 производства Самарского НПП НТС. По автомобилям ВАЗ это сканер дилерский, именно им оснащены все фирменные сервисы LADA. По остальным маркам — на хорошем уровне.
Если в наличии совсем мало денег, то можно начать с достаточно дешевых, но тем не менее хороших сканеров, также разработанных в России.
В первую очередь достоин упоминания бюджетный сканер — это Scanmatic 2 pro. Он может работать со всем отечественным парком автомобилей, до КамАЗа включительно, а также с автомобилями Mitsubishi, KIA, Hyundai, Daewoo, Chevrolet и целым рядом машин китайского производства. С другими иномарками сканер позволяет связаться по стандартным протоколам OBD-II. Если машина не поддерживает OBD-II, то вы не сможете с ней работать. Но подавляющее большинство автомобилей иностранного производства этот протокол, конечно же, поддерживают.
Если не доверяете отечественному производителю оборудования, то можно приобрести, например, сканер серии CarmanScan. Это тоже известный мультимарочный сканер. Заказать можно опять-таки на ardio.ru. Не сочтите за рекламу, но эта фирма очень ответственно подходит к делу, на сайте много интересных статей по диагностике, рекомендую почитать.
Пожалуй, самый известный из заграничных сканеров-мультимарочников – «китаец» LAUNCH X431. Что здесь можно сказать? Я им работаю. Прибор нормальный. Есть даже такая поговорка среди диагностов — LAUNCH берет все. Но «косяки» тоже есть, и иногда весьма серьезные. Но от проблем не застрахован ни один мультимарочный сканер
Если вам приходится много работать с праворульными автомобилями, да и вообще с автомобилями азиатского происхождения, хорошим выбором будет сканер G-Scan. Но признаюсь честно – у меня такого прибора нет, ничего сказать не могу, знаю о нем по отзывам тех, кто с ним работает.
Есть такое заблуждение, что все отечественное не отличается хорошим качеством. Неправда. На просторах бывшего СССР созданы приборы вполне себе мирового уровня и даже выше. Например, некоторые уникальные функции, вроде альтернативных методик диагностики, реализованы только в них.
Приведу несколько примеров.
Мотортестер MotoDoc III. Прибор очень высокого уровня, с выдающимися характеристиками для своего класса. Производитель дает на прибор пожизненную гарантию, и это не пустые слова. Мотортестер работает от любого напряжения от 6 до 30 вольт, автоматически определяет полярность напряжения, имеет многоуровневую защиту «от дурака» и простит оператору даже серьезные ошибки. Работа с прибором достаточно проста.
К сожалению, прибор снят с производства, и купить его можно только б/у. Новый прибор, MotoDoc IV, который по замыслу производителя должен прийти на смену, пока что в продажу не поступил.
Следующий очень достойный мотортестер — это украинский прибор USB Autoscope, больше известный как Осциллограф Постоловского:
Не будет преувеличением сказать, что это единственный в мире прибор с подобными функциями.
Андрей Шульгин — диагност из украинского города Черновцы, разработавший целый ряд программных «примочек» для USB Autoscope. Они позволяют буквально за 5 минут сказать что-то вроде «в первом цилиндре проблема с компрессией, в третьем – забита форсунка, а в паре 2-3 есть проблема в системе зажигания». Когда я впервые услышал доклад Андрея Шульгина, подумал, что он что-то путает. Но как оказалось, все сказанное им, — правда! После настойчивых пожеланий пользователей МotoDoc III тест Андрея Шульгина был реализован и в этом приборе, но все-таки авторская версия для Autoscope работает гораздо стабильнее.
Купить USB Autoscope IV можно также у нас.
О том, как работать с этим замечательным прибором, подробно рассказано в обучающем курсе.
Очень часто мне в почту задают вопрос, что приобрести – Осциллограф Постоловского или МotoDoc? Я бы ответил так. Если вы новичок, если пока что с трудом разбираетесь, что и куда подключить, возьмите МоtoDoc. Он простит вам все ошибки.
Если вы — профи, воспользуйтесь Осциллографом Постоловского. У него огромные возможности по настройке каналов и синхронизации, полноценный тест Андрея Шульгина, но грубых ошибок в применении он не прощает. Как-то так.
Еще есть неплохой мотортестер — МТ-10 (да-да, тот же сканер!) Фактически это пара сканер-мотортестер. Но, честно говоря, я им не работал. Есть мнение, что по соотношению цена-качество мотортестер МТ-10 не самый оптимальный выбор. Хотя это как знать… Есть также и мнение, что хорошее оборудование дешевым не бывает.
Из отечественных разработок отметим также АвтоАс Профи 3, но опять-таки опыта работы с этим прибором у меня нет, хотя по отзывам прибор очень неплохой.
Из мотортестеров иностранного производства тоже есть, что выбрать.
Можно взять, конечно, BOSCH, но есть ли у вас на него деньги, особенно учитывая, что по выполняемым функциям он практически не отличается от отечественных приборов. И уж ни в коем случае не ведитесь на предложения типа «два в одном», мол, сканер и еще и мотортестер. Это будет либо слабый сканер, либо от мотортестера там будет одно название.
Внимание, самое главное! Вы, конечно, можете выбрать для себя любой мотортестер. Но, выбирая прибор, поинтересуйтесь, есть ли у него датчик давления в цилиндре. Если нет — отказывайтесь от покупки!
Следующий важный прибор — газоанализатор. Здесь я хотел бы прежде всего сказать о том, что в последние годы этот замечательный прибор сильно сдал свои позиции. Еще десять лет назад диагностика без газоанализатора была немыслима: значительная часть приезжающих на сервис автомобилей требовали регулировки подачи топлива. И это не только карбюраторные машины: в конце девяностых — начале нулевых годов массово выпускались автомобили, оснащенные впрыском топлива, но тем не менее требовавшие регулировки.
Поэтому на сегодняшний день газоанализатор не является обязательным прибором. Если вы работаете с достаточно старым парком автомобилей и у вас есть возможность приобрести этот недешевый прибор, то купите его. Если же вы работаете в основном с новыми машинами, газоанализатор вам по сути не нужен.
В России фактически два производителя газоанализаторов: Инфракар и МЕТА. МЕТА выпускает газоанализаторы под маркой Автотест, помимо этого производит линии инструментального контроля и все, что с этим связано.
Газоанализаторы зарубежного производства я бы не советовал покупать: кроме цены, они не отличаются ничем. Дело в том, что измерительный элемент во всех газоанализаторах или японский, или итальянский, в России их попросту не делают. Так что купить Инфракар за 50000 рублей или «итальянца» за 100 000 — фактически означает купить одно и то же.
Газоанализатор — прибор, скажем так, не самой первой необходимости. Но если бы мне сейчас предложили рабочее место без газоанализатора — я не представляю, как бы там работал.
По результатам газоанализа видно, как сгорает топливо, как работает каталитический нейтрализатор, какие вообще есть отклонения в работе мотора. Не спорю, кому-то это не надо, но лично мне без этого прибора никак.
Это тоже очень важная составляющая рабочего места диагноста. Из дополнительного оборудования потребуется в первую очередь набор топливных манометров. Лучше всего заказать набор в чемодане, с большим количеством переходников под двигатели разных производителей:
Но на первых порах можно обойтись манометром только для ВАЗа.
Очень полезными будут генератор дыма для поиска мест негерметичности, например, ГД-02 тульской фирмы «Мотор-мастер»:
Пригодится и пневмотестер (например, ПТ-1) для оценки состояния ЦПГ, а также эндоскоп. Обязательно нужен хороший набор инструмента. Само собой, потребуются компрессометр и мультиметр, но это уже совсем недорогие приборы.
Вообще список дополнительного оборудования можно продолжать практически бесконечно. Это и разрядники, и тестеры-имитаторы датчиков, и приборы для проверки катушек зажигания. В качестве примера таких приборов можно назвать, например, самарский ДСТ-6. Адаптеры, лампы-пробники и многое другое. Без большинства этих приборов обойтись можно, но топливный манометр потребуется обязательно, без него никак.
Отдельной строкой я бы выделил стенд для проверки и ультразвуковой очистки форсунок. Хотя он и относится к дополнительному оборудованию, стоит весьма недешево. Можно на первых порах обойтись и без стенда, но в перспективе я очень рекомендую его приобрести. Например, широко известный стенд фирмы Launch для шести форсунок CNC-602. Помимо прочего, она включает в себя ультразвуковую ванну для очистки форсунок.
О том, как не ошибиться при очистке ультразвуком и нужно ли делать эту процедуру вообще, как проверять форсунки на стенде подробно рассказано в обучающем курсе «Диагностика систем подачи топлива».
Для работы вам обязательно потребуются базы данных. Если по ВАЗу практически все есть в Интернете, то по иномаркам сложнее. Есть Autodata, ее тоже можно купить, хотя и весьма недешево. Есть дилерские базы данных, попавшие в сеть нелегально. Они «весят» достаточно много, до нескольких десятков гигабайт. Ну и очень много интересных сайтов с информацией.
Комплектуя рабочее место, нельзя забывать о технике безопасности. Обязательно потребуется хотя бы один огнетушитель.
Кроме того, нужна вытяжка отработанных газов. Совсем на худой конец можно использовать простой шланг, выведя его на улицу. Но лучше приобрести насос -«улитку» и соответствующие трубопроводы. Хотя я лично делал из банальной канализационной трубы на 100, проложив ее по стенам и потолку. Удобно в монтаже, дешево и сердито.
Вентилятор можно купить на любой фирме, которая занимается промышленной вентиляцией, можно даже б/у. К сожалению, многие недооценивают важность качественного удаления отработанных газов, а зря. Головная боль, усталость, потеря концентрации – это самые безобидные последствия работы без применения системы вытяжки ОГ.
Ну и наконец, давайте озвучим один из вариантов комплекта автомобильного диагностического оборудования «для начала», исходя из суммы в 100 000 рублей.
Я бы скомплектовал свое рабочее место так:
Учитывая то, что вы сейчас читаете эту статью, ноутбук либо компьютер у вас уже есть. Так что осталось немного… Имея подобный совсем небольшой комплект оборудования, вы сможете вполне уверенно работать с автомобилями отечественного производства и с бюджетными иномарками. Конечно, многие операции придется делать «врукопашную», например, проверку установки фаз газораспределения.Приведенный пример – это пример старта. В дальнейшем вам придется «обрастать» оборудованием более серьезного уровня.Все написанное выше – не более чем частное мнение. Кто-то думает по-другому, кому-то не нужен газоанализатор, кому-то и мотортестер. Как говорится, сколько людей, столько идей.
Я не претендую на единственно верное мнение, но искренне надеюсь, что этот материал поможет вам в выборе оборудования для рабочего места диагноста.
Ваше сообщение успешно отправлено!
Проверьте правильность полей!